Главная Новости

Занимательные факты о муравьях

Опубликовано: 24.11.2018

видео Занимательные факты о муравьях

Интересные факты о муравьях

Муравьи – относятся к семейству насекомых из отряда перепончатокрылых и появились на свет около 120-130 миллионов лет назад. Ближайшими их родственниками на тот момент считаются осы, подтверждения этому были обнаружены в 1967 году в куске янтаря мезозойских отложений с пляжа Нью-Джерси США. Именно там был найден ископаемый вид сфекомирма Фрея, он имел переходную форму и содержал в себе признаки как муравьев , так и ос. А вот термиты, которых мы ошибочно считаем родственниками муравьям или белыми муравьями, такими не являются, их ближайшие представители, это богомолы и тараканы.

На сегодняшний день из всех найденных ископаемых насекомых до 40 % составили муравьи и лишь 10 % из них дожили до наших дней. Они заслуженно называются ископаемыми, так например, в Бразилии в 2008 году был найден очень примитивный вид муравьев, они обладали изрядно отличающимися признаками строения, да еще и были совершенно слепы. Еще одним примером является “динозавровый муравей” из Австралии, найденный в 1931 г, затем это насекомое еще долго пытались отыскать и не смотря на все усилия, повторно его обнаружить удалось лишь в 1977г.

НЕВЕРОЯТНЫЕ ФАКТЫ О МУРАВЬЯХ / ТОП 10

Живут эти насекомые в обществе себе подобных, разделяя свое население на три основных группы. Первые две группы составляют крылатые самки и самцы, а третью образуют бескрылые рабочие особи. Колонии муравьев образуют огромные семьи, которые называются муравейниками. Численность некоторых видов из них измеряется в миллиардах, размеры так же разнятся и колеблются от 1 до 50 мм. Первенство держит самка ископаемых муравьев рода Formicium, с длиной тела 7 см и размахом крыльев до 15см.

Места обитания их очень разнообразны, они встречаются в почве, в древесине и кронах деревьев, в домах, где проживают люди. Муравьи кочевники не имея постоянного места жительства, все время стремятся в путь и лишь изредка делают гнезда – биваки, сооружая их из тел рабочих сцепленных между собой. Есть даже муравьи – паразиты, которые прекрасно существуют внутри колоний своих сородичей.

В тропических лесах можно наблюдать свисающие с деревьев гнезда, шаровидной формы. Муравьи строят их вокруг веток, соединяя живые листья и скрепляя их шелком, который выделяют личинки, они поочередно прикасаются их маленькой головкой сначала к одному краю листика, затем к другому и таким образом склеивают себе дом. Строительство муравейников может уходить вглубь почвы на 4-10 метров.

На данный момент на Земле существует около 14 тыс. видом муравьев, продолжительность жизни рабочих от 2 месяцев до 3 лет, а муравьиная королева может прожить аж до 30 лет. Подсчитав их численность ученые пришли к выводу что на одного человека приходится миллион насекомых. Их количество настолько велико, что по сегодняшний день они не перестают занимать лидирующее место среди всех насекомых на планете и составляют от 10 до 25% земной биомассы.

Существуют виды муравьев, достигшие такого развития, что позволило им создать свой язык для передачи важных информационных сообщений. Так же они могут использовать физические сигналы в сочетании с феромонами, стрекочущими звуками, постукивание брюшком, а некоторые виды при помощи акустики могут общаться еще на стадии куколки.

Они имеют высокоорганизованные семейные отношения, все особи входящие в состав семьи строго поделены на касты и каждая из них занимается своим делом. Королева или, как еще ее называют, самка занимается репродукцией, она спаривается единственный раз в жизни во время брачного вылета, затем она сбрасывает крылья, возвращается в муравейник или создает себе новую семью и на протяжении всей жизни она расходует это запас спермы. Бескрылые и бесплодные самки – это каста рабочих, так же есть солдаты и другие специализированные группы, каждая из которых выполняет свои обязанности, и в целом они образуют единый суперорганизм.

В питании муравьи так же очень разносторонни, но основное предпочтение отдают белковой и углеводной пище. Большая часть видов является хищниками, нападая и истребляя другие виды, насекомых они обеспечивают своих личинок белковым питанием. Взрослые же особи предпочитают употреблять углеводы, главными обладателями которых являются тля и медвяная роса. В целях увеличения своих запасов они научились бережно относиться и охранять своих подопечных. Так например тлю они щекочут своими антеннами для того чтоб она выделяла как можно больше сладкого раствора, так называемую падь. Перемещают ее на лучшие растения, а так же охраняют от жучка Божья коровка, для которого она является главным блюдом в рационе. Некоторые питаются соками, которые выделяют деревья – камедь.

Есть и такие, которые научились выращивать грибы. Для этого они срезают свежие листья, разжевывая, измельчают их и заполняют ими свои грибные сады, там, ухаживая за всем этим, они выращивают целые грибницы, гифами которых они питаются, а симбиотические бактерии, живущие на теле муравьев, не позволяют развиваться губительным грибам-сорнякам. Иные занимаются сбором и запасом семян, на их поиски они могут уходить от муравейника на расстоянии 200 метров. Путь домой ищут по запаху тропы, которую они метят своим ароматом, визуальным ориентирам, могут использовать магнитное поле земли, а иногда даже измеряют путь внутренним шагомером, каждый раз отсчитывая, сколько шагов и в какую сторону они сделали.

Несколько интересных фактов о муравьях:

– Odontomachus, род муравьев имеющих самые быстрозащелкивающиеся челюсти среди животных, скорость составляет 126-230 км/ч , так же они используют их как катапульту для отбрасывания врагов.

-Cataulacus muticus, так как они живут в полостях деревьев, то при наводнении они начинают пить воду попавшую в гнездо и сбрасывать ее наружу.

-Camponotus anderseni – муравьи, живущие в древесине мангровых лесов, из-за частых затоплений овладели способностью переключаться на анаэробное дыхание.

-по проведенным экспериментам с некоторыми видами муравьев стало ясно, что в ходе жизнедеятельности они могут менять свою профессию.

-некоторые виды могут прыгать, как вперед, так и назад, используя для этого свои челюсти.

-делая набеги на гнезда соседних муравьев , они воруют куколок, переносят их в свой дом и выращивают из них рабов.

-муравьи часто заражены гельминтами и являются их переносчиками.

-некоторые муравьи имею настолько опасный для человека яд, что это может повлечь за собой анафилактический шок и даже летальный исход. Боль от укуса муравья – пули может длиться целые сутки.

– в некоторых странах муравьев и личинки употребляют в пищу, делая из них пасту для заправки салатов ,а яйца рассматривают как икру и зачастую это имеет высокую цену.

– цепляясь за тело друг друга, они способны создавать живые мосты для переправы, или плывущие плоты.

– в племенах индейцев муравьев используют для ритуала который проходит подросток при посвящении в мужчину, в рукавицу вплетают живых муравьев, если юноша оденет ее и выдержит укусы сотни насекомых, значит он готов стать мужчиной.

Мы часто их недолюбливаем и считаем вредителями, а отчасти это зря, так как многие виды муравьев питаются вредоносными насекомыми, тем самым регулируя их численность и принося пользу природе и человечеству.